А.Колегов: Вставлю свои пять копеек в обсуждение фильма «РАСКОЛ»

Смотрю несколько дней телевизионный сериал «Раскол» (режиссер Досталь). Скажу сразу, я не любитель всяких сериалов, я наоборот их ненавистник! Последний из понравившихся «Семнадцать мгновений весны». Но и этот исторический фильм, затянул с первых серий. Может я слишком наивен и впечатлителен? И каждый фильм, где в сценаристах и консультантах известные люди, для меня нечто откровенно-честное?

Удивительно как преподнесли этот сериал. Недавно на «Третьем» даже был небольшой философский вечер, посвященный обсуждению этого фильма. Вообще то подозрительно странно, что подобные показы проходят не на первом или втором каналах, а на «Культуре». По всей вероятности, уводят массового зрителя от исторических новелл, наверно берегут его для всяких «глухарей» или «бригад». Обычный потребитель не должен думать, о вере. Для него уготовано боятся и смеяться. Страх и смех сейчас не сходят с экранов первого/второго каналов. Когда обычному потребителю прополоскали мозги, очередь пришла за людьми более интеллектуальными (именно эта группа смотрит канал «Культура»).

Раскол в религии — это гражданская война, а как известно в гражданских войнах нет победителей! Времена Алексея Михайловича, предстают нам в диком средневековом образе, но как тесно они перекликаются с временами нынешними. Весь сюжет строится на убийствах, предательстве, неправедных судах и казнях. И при этом герои сериала постоянно и усердно молятся.

Параллели с настоящим временем очевидны. В начале фильма, что бы не допустить в Москве смуты — нового «Соляного бунта», воевода московский приказал поджечь стольный град, что бы отвлеклись москвичи от реальных проблем. Тут то и вспомнился  «гексоген на Каширке» — Не уж то правда? Да и столица такая же как сейчас, глубоко-религиозная и дико-озверелая в одном флаконе.

Если говорить о «Расколе» прямо, то фильм получился слишком шаблонным, заказушным. Все герои похожи на современных «великих»  персонажей. Только люди сейчас совсем не те, за идею никто в острог или на эшафот не пойдет, да и идеи слишком примитивны — нажраться досыта, да поспать всласть! Поэтому не ко двору этот фильм, и примерять на нынешнюю элиту (как бросились многие кинокритики) персонажей «Раскола» не следует, так как они и ногтя героев прошлого не стоят.

Думаю что авторы фильма добились одного, это резанули ножом по сердцу православной общественности!

Также советуем прочитать...

46 комментариев

  1. Геннадий:

    Дмитрий, все не получается поговорить на эту тему с батюшкой(до этого сам ответы находил, а в этом вопросе ответ должен бытьконкретным. У меня отпуск заканчивается, а времени ни как не выберу(или забуду) чтоб задать вопрос.

  2. Дмитрий:

    Я хочу сказать что крестят не трехпогружательно и очень часто. Так стало после раскола, до этого крестить не трехпогружательно не допускалось

  3. Геннадий:

    Дмитрий, к сожалению не мог добраться к почте раньше. Доброго времени суток. Вы хотите сказать что у нас на Руси крестили и крестят не во имя Отца, Сына и Святаго духа?

  4. Дмитрий:

    Доброго здоровья! У нас в России полно рек, чем не купель? Воды полно вокруг. Походе, Геннадий вы начинаете понимать масштаб трагедии. Миллионы людей крещены обливательно и окропительно при наличие воды в избытке.

  5. Геннадий:

    Дмитрий, добрый день! В апостольском правиле говорится о том же, не правильно крещенных нужно перекрещивать.
    50. Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестмте, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

    Зонара. Три погружения здесь правило называет тремя крещениями в едином тайнодействии, то есть, в едином крещении. Таким образом, крестящий при каждом погружении произносит едино имя Святой Троицы. А погружает крещаемого в святую купель единожды, и это единое погружение совершает в смерть Господню, нечестиво; и совершающий крещение, таким образом, будет подлежать извержению.

    Аристен. Кто совершает таинство не тремя погружениями, но одним в смерть Господа (чего Господь не заповедал ), тот лишается священства. Господь заповедал крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Посему, если какой епископ, или пресвитер воспротивится Господней заповеди, и будет крестить в одно погружение, на том основании, что крещение возвещает смерть Господню, то будет извержен.

    Вальсамон. И это правило той же силы. Ибо определяет совершать таинство Святаго крещения через три погружения, то есть во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а крестит однажды, по причине единства Божества и троичности ипостасей, или ради смерти Христа на кресте и тридневнаго Его воскресения. Ибо и Апостол говорит: в смерть Его крестихомся ( Римл. 6, 3 ). А слово: «крещения» здесь, по моему, должно принимать вместо погружений. Итак, правило говорит, что извергается тот, кто крестит одним погружением в смерть Господа, ибо делает так вопреки учению Господа и явно нечестиво.

    Славянская кормчая. Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати. Аще который епископ, или пресвитер не крещает в три погружения единым глашением, но во едино погружение в смерть Господню даемо, да извержется таковый, Не рече бо Господь в смерть мою крестите: но шедшее научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 116 ).

    Толкование. Повелевает правило, в три погружения крещати, единым глашением, рекше единым крещением. Якоже крещающему на коемждо погружении приглашати имя единого от Святыя Троицы. Иже бо во едино погружение крещати во священней купели, и в смерть Господню едино приглашати погружение, зловерно есть, и тако крещай да извержен будет.
    А какже быть если при крещении нет купели, но есть священник? Без погружения значит получается человек не крещенный? Нужно распросить про это подробно.
    Мира Вам и радости.

  6. Дмитрий:

    Доброго здоровья! Гляньте еще 50-е апостольское правило, там тоже совсем не про то.)))

  7. Геннадий:

    Дмитрий, доброго вам времени суток!
    Простите но в этом случае говорится, что перекрещиваться должны те кто не в христианской вере. это сказано в Евангелии.
    «… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. …».
    Далее троекратное погружение это символ — символика, истинность крещения определяется таинством крещения, Священником, (и только священником имеющим Апостольскую приемственность и не запрещенным), определенными молитвами, соответствующими преданию и уставу церкви.

    А теперь немного подробнее:

    Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.

    Правило 47.

    Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.

    (Ап. 46, 49, 50; I Всел. 8, 19; II Всел. 7; Трул. 84, 95; Лаод. 32; Карф. 48, 72; Василия Вел. 1, 47, 91).

    Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным ее членом [128]. Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) [129], и только такое крещение называется по этому правилу истинным (κατά άλήθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом [130]. От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила «от нечестивых оскверненного» (τόν μεμολυσμένον παρά τών άσεβών). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертию Господа, потому что, по словам ап. Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим. 6:3), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустого, называется крещением, которым и Он крестился (Мф. 20:23), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают (Лк. 12:50) [131].
    Поводом к изданию этого правила послужили на первом месте существовавшие во времена Апостолов ереси (николаитов, симониан, Менандра, Керинфа и Евиона) [132], искажавшие основные догматы о Св. Троице, о Лицах Божества, и особенно о воплощении Сына Божия и об искуплении. У таких еретиков, конечно, не могло быть ни истинного крещения, как таинства, возрождающего человека в новую жизнь и просвещающего его божественной благодатью, хотя бы относительно формы таинство это было совершено правильно, потому что самые понятия их о Боге и об истинной вере Христовой были совершенно ложны. Другим поводом к изданию этого правила послужили также и споры, возникавшие в первые времена церкви относительно крещения еретиков. По мнению одних, никоим образом нельзя было признавать крещения, совершенного у еретиков, и, следовательно, необходимо было снова крестить каждого без различия, переходившего из ереси в православную церковь. По мнению других, снова крестить необходимо было только переходящих из той ереси, в которой искажено было крещение; если же крещение известных еретиков не было повреждено, но по своей сущности соответствовало православному крещению и, следовательно, могло считаться церковью по существу правильным, то переходивших из таковых ересей (где сущность крещения не была повреждена) не было надобности вторично крестить……

    Конечно мои знания не так полны как хотелось бы но я отвечу так помните фильм «Чапаев»
    -Я за интернационал!
    -за второй или третий?
    - а Ленин в каком?
    Так и я сравнив учение и поступки пр.Аввакума(и других) и И . Кронштадтского
    и многих других святых «Никоновской» и «эллинской» церквей как вы их называете истину вижу в РПЦ. Были конечно ошибки, но не ошибается тот кто ничего не делает.

  8. Дмитрий:

    Доброго здоровья, Геннадий. Вот где говорится: «…Тем же, которые крещены не во Святую Троицу, должно снова перекрещиваться. Ибо, хотя божественный Апостол и говорит, что мы во Христа и в смерть Его крестимся (Рим. VI, 3), однако же разумеет здесь не то, что таково именно должно быть призывание при крещении, но то, что крещение есть образ смерти Христовой. Ибо троекратным погружением крещение знаменует три дня гроба Господня…»

  9. Геннадий:

    Дмитрий, простите,

    Глава IX

    О вере и крещении.

    Мы исповедуем единое крещение во оставление грехов (Рим. VI, 4), и в жизнь вечную. Ибо крещение знаменует смерть Господа. Через крещение мы спогребаемся Господу (Кол. II, 12), как говорит божественный Апостол. Следовательно, подобно тому, как однажды совершилась смерть Господа, так и креститься должно однажды; креститься по слову Господа, — во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. XXVIII, 19), научаясь этим исповеданию Отца, и Сына, и Святаго Духа. Поэтому те, «которые, будучи крещены во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа и научены исповедывать одно Божие естество в трех ипостасях, потом перекрещиваются, снова распинают Христа, как говорит божественный Апостол.
    Невозможно бо просвещенных единою и проч. паки обновляти в покаяние, второе распинающих себе Христа и обличающих (Евр. VI, 4 — 6). Тем же, которые крещены не во Святую Троицу, должно снова перекрещиваться. Ибо, хотя божественный Апостол и говорит, что мы во Христа и в смерть Его крестимся (Рим. VI, 3), однако же разумеет здесь не то, что таково именно должно быть призывание при крещении, но то, что крещение есть образ смерти Христовой. Ибо троекратным погружением крещение знаменует три дня гроба Господня. Итак, быть крещенным во Христа значит креститься, веруя в Него. Но уверовать во Христа невозможно, не научившись исповеданию Отца, и Сына, и Святаго Духа. Ибо Христос есть Сын Бога живого. Которого Отец помазал Духом Святым, как говорит божественный Давид: сего ради помаза тя. Боже, Бог твой елеем радости паче причастник, твоих (Пс. XLIV, 8). И Исайя от лица Господа говорит: Дух Господень на мне, его же ради помаза Мя (Ис. LIX, 1). И господь, уча своих учеников призыванию, говорил: крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. XXVIII, 19). Ибо, так как Бог создал нас в неистление, — а когда мы преступили спасительную заповедь, осудил на тление смерти, чтобы зло не было бессмертным, то, снизойдя к рабам своим, как благоутробный, и сделавшись подобным нам. Он своим страданием избавил нас от тления; из святого и непорочного ребра Своего извел нам источник отпущения: воду для нашего возрождения и омытая от греха и тления, кровь же, как питье, дающее вечную жизнь. И Он дал нам заповеди — возрождаться водою и Духом при наитии на воду Святаго Духа через молитву и призывание. Ибо, так как человек — двусоставен — из души и тела, то Он дал и двоякое очищение, — водою и Духом; — Духом, возобновляющим в нас образ и подобие, водою, очищающею через благодать Духа тело от греха и избавляющего от тления; водою, представляющею образ смерти. Духом же, подающим залог жизни [1].
    Ибо еще в начале Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1, 2); и Писание издревле свидетельствует о воде, что она имеет очистительную силу. Водою при Ное Бог омыл мировой грех.
    Водою очищался по закону всякий нечистый и даже так, что и самые одежды его омывались водою. Илия, попалив водою жертву всесожжения, показал благодать Духа, соединившуюся с водой. И почти все по закону очищается водою. Но видимое служит символом умопостигаемого.
    Так возрождение совершается в душе, ибо вера с помощью Духа усыновляет нас Богу, хотя мы и — твари, и приводит к первобытному блаженству.
    Оставление грехов через крещение дается, таким образом, всем равно,, но благодать Духа — по мере веры и предварительного очищения. Итак, теперь через крещение мы получаем начаток Духа Святаго, и возрождение делается для нас началом другой жизни, печатью, охраною и просвещением.
    Но мы должны всею силою твердо хранить себя чистыми от скверных дел, чтобы, снова возвратившись подобно псу на свою блевотину, нам опять не сделать себя рабами греха (II Петр. II» 22). Ибо вера без дела — мертва, равно как и дела — без веры; истинная вера показывается через дела.
    Крестимся же во Святую Троицу потому, что самое крещаемое имеет нужду в Святой Троице как для своего бытия, так и для своего сохранения, и невозможно, чтобы три Ипостаси не пребывали вместе одна в другой, ибо Святая Троица нераздельна [2].
    Первое крещение было крещение потопом для истребления греха. Второе — крещение морем и облаком, ибо облако — символ духа, а море — воды. Третье — крещение по закону (Моисееву), ибо всякий нечистый омывался водою, вымывал одежды и таким образом входил в стан.
    Четвертое — крещение Иоаново, бывшее предуготовительным и приводившее крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Аз убо крещаю вы, говорит он, водою; грядый же пи мне, той вы, говорит он, крестит Духом Святым и огнем (Мф. Ill, II). Итак, Иоанн водою предочищал к принятию Духа.
    Пятое — крещение Господне, которым Он Сам крестился. Он же крестился не потому, чтобы Сам имел нужду в очищении, но для того, чтобы, усвоивши Себе мое очищение, сокрушить в воде главы змиев (Пс. СХ111, 3), потопить грех и погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, сделаться для нас образом и примером крещения. И мы крещаемся совершенным крещением Господним, т. е. водою и Духом.
    Далее, говорится еще, что Христос крестит огнем; ибо Он излил на святых Апостолов благодать Духа в виде огненных языков, как говорит (об этом) Сам Господь, что Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым и огнем не по мнозех сих днех (Деян, 1, 5); или же по причине крещения, наказывающего будущим огнем.
    Шестое — есть крещение через покаяние и слезы, поистине многотрудное. Седьмое есть крещение кровью и мученичеством, каким ради нас крестился и Сам Христос, — как самое славное и блаженное, которое не оскверняется последующими сквернами.
    Восьмое и последнее — не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно.
    Дух Святый сошел на Господа в телесном виде, как голубь, показывая тем начаток нашего крещения и почитая тело (Христово) ибо и оно, т. е. тело, вследствие обожения стало Богом. Притом еще в древности голубь благовествовал прекращение потопа. На святых же апостолов Дух нисходит в виде огня, ибо Он есть Бог, а Бог огнь поядаяй есть (Евр. XII, 21).
    При крещении берется елей, обозначающий наше помазание и делающий нас помазанниками и возвещающий нам милость Божию через Святаго Духа, так как и голубь принес масличную ветвь спасшимся от потопа.
    Иоанн крестился возложением руки на Божественную Главу Господа и собственною кровью.
    Не должно откладывать крещения, когда вера приступающих к нему засвидетельствована делами. Ибо тот, кто с лукавством приступает ко крещению, скорее будет осужден, нежели получит пользу [3].

    Где говорится что нужно перекрещивать христиан?

  10. Дмитрий:

    У Дамаскина: книга 4 глава 9

  11. Дмитрий:

    на счет 666 мне не хватает мудрости, поэтому чего об этом говорить.

  12. Геннадий:

    Димитрий. Вера моя православная и в церковь я хожу в Святую Соборную и Апостольскую Православную Русскую. Меня туда направили Бог(дав мне чудесным образом Молитвослов(это был первый отклик на мои молитвы и вопросы) и св. Иоанн Кронштадтский своим трудом «моя жизнь во Христе». Пока в РПЦ ходить не только можно но и нужно, хотя многие на нее нападают — это не эдак и то не так, но благодать в церкви все таки есть и дается она смиренным и старательным. А когда церкви было легко?Когда на нее ни нападал вражина рода людского. Но церковь воприки всем невзгодам всегда была со своим народом наставляя, окормляя и страдая за него. Вспомните репрессии, сколько было растреллянных только за не отказ от веры православной. Вера наша в первую очередь — служение людям и Господь истинных детей своих всегда и окормит и убережет и вразумит. Не ошибается тот кто ничего не делает.
    Изречение для кого Церковь не Мать, для того Бог не отец — пришло к нам на Русь вместе с византийской, греческой или как хотите называйте по другому. Но эту веру проверили и стали святыми многие Русичи и церковь эта дает плоды святости и сейчас.
    Но мне все равно интересно с Вами общаться и понять вас. До вас я общался с мусульманами, католиками сектантами — всеих учения и понятия о Боге,замешаны на гордыне и прямо противоположны православию, хотя говорят вродебы о добродетелях. Но к вам особое отношение вы вроде бы не чужими должны быть русскому народу.И думаю что мы объеденимся всетаки, водь Господь уже показал где истина.. Поэтому — Верую… во Святую Соборную и Апостольскую Церковь…. Так что если я интересен вам милости пошу на мою почту.

  13. Генннадий:

    «Доброго здоровья. Советую пока не обращать внимания на комментарии, в них можно погрязнуть. Прочитайте саму книгу. А потом рассмотрим комментарии. Хотя не хотелось бы комментировать чьи-то комментарии, пусть их комментирует сам автор комментариев.» — тогда ждите пока прочитаю

    «Дамаскин в названном вами труде, в том числе говорил и о том, что необходимо крещенных не трехпогружательно перекрещивать, что после раскола стало практиковаться в никонианской церкви.» — пожалуйста приведите место, не помню где это.
    «Комментарии тяжело добавлять, так как через раз высвечивает сообщение, мол, сдается мне что вы засланный. Так что желание общаться через данный форум все больше отпадывает.» — мой ящик — valgenn09@ya.ru — мы же не для сайта общаемся

    «Можно почитать еще Карташева и Кутузова, если не ошибаюсь, то они сами никониане. Дело в том, что правда о действиях Царя и Никона скрывалась на протяжении столетий и лишь сейчас можно что-то найти и дать оценку этим действиям.» не читал поищу.

    К стати опасность которая подбирается к православному люду хорошо описана в книге С.Роуз «Святое православие»

    И какое же мнение все таки на счет «666″.

    С уважением, Геннадий.

  14. Дмитрий:

    Можно почитать еще Карташева и Кутузова, если не ошибаюсь, то они сами никониане. Дело в том, что правда о действиях Царя и Никона скрывалась на протяжении столетий и лишь сейчас можно что-то найти и дать оценку этим действиям.

  15. Дмитрий:

    Комментарии тяжело добавлять, так как через раз высвечивает сообщение, мол, сдается мне что вы засланный. Так что желание общаться через данный форум все больше отпадывает. Мой совет — почитайте внимательно труды святых отцов и действия церкви в 17 — 18 веке, я думаю, что Вы сами все поймете.

  16. Дмитрий:

    я имею в виду, что стало практиковаться обливательное и прочее крещение. А книга о вере, на мой взгляд, разбирает заблуждения со ссылкой на святых отцов, с приведением их высказываний. То есть это обзорный труд.

  17. Дмитрий:

    Дамаскин в названном вами труде, в том числе говорил и о том, что необходимо крещенных не трехпогружательно перекрещивать, что после раскола стало практиковаться в никонианской церкви.

  18. Дмитрий:

    Доброго здоровья. Советую пока не обращать внимания на комментарии, в них можно погрязнуть. Прочитайте саму книгу. А потом рассмотрим комментарии. Хотя не хотелось бы комментировать чьи-то комментарии, пусть их комментирует сам автор комментариев.

  19. Геннадий:

    Доброго Вам времени суток, Дмитрий! В коментариях старообрядческой церкви к книге:
    «В последней главе «О Антихристе» особо выделяется часть, имеющая свое собственное название: «О Правде». «Яко много предотечев, но и Сам уже близ есть по числу, еже о нем 666 — число бо человеческо есть антихристово, кто весть, аще в сих летех 1666-х явственных предотечев его или того самого не укажет, а тот Антихрист человек будет, беззакония сын,….» — простите, вопрос — для вас что-то значит число 666?
    «Ее автором, или правильнее назвать составителем, был один из последних православных игуменов Киево-Михайловского монастыря Нафанаил.» — меня заинтересовала фраза «последний православный игумен», Про Киево-Михайловский златоверхий мужской монастырь, если конечно о нем речь разузнвю по подробне, потому что много «Православных» церквей развелось на Украине.
    «Во времена гонений и духовных измен русские христиане использовали для сокрушительного опровержения введенной Никоном, а затем и его духовным учеником Петром, возрожденной эллинской религии.» — судя по этим словам что до этой книги истинного православия небыло? И греческая вера, как ее называют староверы это ересь? Наверное Паисий Святогорец и другие Афонские монахи, создавшие замечательные труды по воспитанию человека в Христовой вере для вас уже не авторитет.
    «Особым вниманием староверов пользовалось предсказание «Книги» о 1666 г., выраженное в 30-й главе, которое служило убедительным доводом в пользу утверждения о наступлении именно с этого года «последних времен» и воцарения духовного антихриста.» — об этом я уже писал , о числе 666.
    «Сейчас уже мало кто, читая «кованные бредни» Соловьевых, Бердяевых, Булгаковых и прочих «христианских богословов», сочтет их православными.» — что правильных трудов и богословов обличающих ересь уже больше небыло в Русской Православной Церкви?
    «Хотя в настоящее время никонианам не до полемики – надо отливать золотого тельца. Какой уж там духовный антихрист.» — простите конечно, но сразу возникают вопросы — для чего нужна вера?, Ее направленность? Для чего Христос дал людям Новый Завет? Не превращают ли некоторые веру в борьбу за партию, например — «любителей Бога» Чем, человек верующий, не помогший ближнему(хотя и имевший возможность) благочестивее неверующего помогшему(потому что так подсказало ему сердце) этому ближнему.
    Иоанном Дамаскиным был создан труд — » Точное изложение православной веры». Что «книга о вере» может противопоставить этому труду? А если не может, или даже противоречит, то нужен ли этот труд?
    И еще, мне хочется вспомнить Слова Господа нашего Иисуса Христа — “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф.7:21).

  20. Дмитрий:

    А к св. Иоанну Дамаскину отношусь хорошо

  21. Дмитрий:

    Доброго здоровья! Не пойму, что там может удивить, просто излагается, о чем книга.

  22. Геннадий:

    Димитрий, дброго времени суток вам. Нашел книгу. Я читаю конечно на старославянском , но медленнее конечно чем на современном. С книгой знакомлюсь. Но меня удивило в первую очередь конечно комментарии к этой книге
    «http://starover-pomorec.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=54:2011-04-17-15-57-05&catid=21:2011-04-17-11-45-10&Itemid=42″
    http://www.staropomor.ru/Bogoslovie(4)/kniga_o_vere.html
    Мне интересно как вы относитесь к этим комментариям?
    И хотелось бы знать как вы относитесь к св. Иоанну Дамаскину?

  23. Дмитрий:

    Геннадий, прошу Вас прочитать «книгу о вере», мне очень понравилась, очень познавательная. И к обсуждаемой теме имеет непосредственное отношение.

  24. Геннадий:

    Не видел вашего коментария, ответить могу, но пока предложение перйти на почту остается в силе.

  25. Геннадий:

    Дмитрий, уважаемый. я не предвзято отношусь к староверам, бабушка была из семьи староверов, но тетя(дочь бабушки и сестра отца) говорила что они перешли в Русскую Православную Церковь и бабушки для нас всегда сочетались со всеми церковными праздниками мы, пионеры и их ходили поздравлять и от них получали гостинцы на церковные праздники. Веру я начал познавать только после 30 лет по книге Иоанна Кронштадтского » Моя жизнь во Христе», она меня учила уму разуму. Жизнь батюшки И. Кронштадтского не отличалась от написанного и он показал истинный пример любви к ближнем и сматушкой своей они сохранили девстенность по обоюдному согласию. без благодати Божией человек погибает или в гордыне или в прелести, я если батюшка о.Иоанн показал истинную любовь и смирение то значит благодать в РПЦ всетаки есть. Да и о нем и блаженной Ксении Питербургской, Серафиме Соровском(основатели манашества Серафимо-Дивеевской Обители), оптинских старцах, матроны Московской известно всей стране, не думаю что вы про них ни чего не слышали, доверять конечно источникам дело другое, но нам Бог и разм дал и учение, чтобы мы могли отличать доброе от злого и ложь от истины. По плодам познается дерево по святым церковь. Что можно сказать о церкви если праведник этой церкви по указанию Бога убивает мальика? Я вижу вы тоже не враждебно настроены. На этом сайте я случайно(оставил только стзыв о фильме0 поэтому предлагаю перейти на почту.(valgenn09@ya.ru) и продолжить общение. С уважением Геннадий.

  26. Дмитрий:

    И в каком это месте Аввакум называл венчавшихся вцеркви прелюбодеями. Опубликуют, а люди верят.Если церковь творит злодеяния значит там нет любви, а это сами знаете что значит.

  27. Дмитрий:

    Святых никоновской церкви не признает, так как для нее неизвестно ни как они крестились ни их жизнь, и наверняка еще по каким-то причинам. А вот участие в бунтах возможно и в каких то единичных случаях было. Но мне о таких случаях не известно

  28. Геннадий:

    Дмитрий, вы согласны что старообрядческая церковь не признает святых «никоновской» церкви, как мне писали сами староверы. И что действительно факт что старообрядцы принимали участие в бунтах против ерсударства.

  29. Дмитрий:

    столько лжи! Причем явной. Старообрядцы якобы верят в земные вещи! Почитайте символ веры, там четко написано, во что верят старообрядцы. Аллилуию никто не двоил и не двоит, так мог написать только незнающий! Послушайте, как поют старообрядцы. И практически все остальное просто ложь. Изучите вопрос глубоко и все поймете. РПЦ убивала христиан и это историческифакт, к сожалению, хотя все у них было правильно — РПЦ сейчас это официально признает.

  30. Геннадий:

    «В фильме есть, конечно, отдельные неточности» — неточность неточности рознь. Ложка дегтя портит бочку меда. Я конечно ничего не слышал о перечисленных Вами старообрядческих святых, но святые Русской Православной Церкви не вызывают сомнения святости, но как я понял из общения со староверами староверческая церковь их не признает. На счет ВОВ — нет ничего против героизма вашего деда — поклон ему! Мой двоюродный,если можно так выразиться — в танке горел, когда танк загорелся он взмолился и увидел Христа. И экипажа остался один в живых, стал верующим, посетил все святыни в стране и нам веру завещал — мы проверили — истину говорил дед — в церкви спасение и только в ней, хотя я бывший коммунист и притом сознательный — сознательно верил в добро человека через мораль коммунизма, пока Христа не узнал в православной церкви. Я к тому,что есть в Русской Православной Церкви благодать и таинства истинны, а что нужно еще для спасения человеку? Для сравнения — обновленческая церковь, образовавшеяся после революции — от неё ни осталось и следа, а РПЦ живет и спасает людей.
    «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)

    Один из источников от куда я набрал ответ: Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине

    От редакции проекта «Староверы». Мы решили поставить эту крайне резкую публикацию о староверах и протопопе Аввакуме не из желания оскорбить староверов. Нам кажется, что столь «неполиткорректный» взгляд на одну из «величайших трагедий русской Церкви» передает определенные радикальные настроения. Не знаем, получится ли из этого дискуссия, но хотелось бы, чтобы этот текст не прошел без внимания.

    **

    14 апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование огненный проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется не только апологетами бесчисленных староверческих сект (бывало, число их доходило до 800!), но и многими, искренно считающими себя православными христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума «неистовый» («буйно-помешанный» – в переводе со славянского) многие считают чуть ли не похвальным титулом. Почему-то даже совершенно хамское поведение бывшего протопопа воспринимается с трогательным пиететом. Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху фелонь – и раздаётся восхищённый вздох: «какой подвиг!» Пастырь покрывает матерной бранью царя и епископов – «и какой он смелый!». Заключённый Аввакум сдаёт на избиение своего же сотоварища, с которым не сошёлся в богословском споре – «ну устал человек, с кем не бывает!».

    Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божиим! Ради «линии партии» мы готовы оправдать даже явное преступление. – «Ведь Аввакум – первый русский диссидент. Ему всё прощено. Он же за Христа пострадал». Но пострадал он не за Христа, а за оскорбление Помазанника Божия.

    Сейчас, по прошествии стольких лет, рассмотрим мифы, которые окружают и казнённого расстригу, и само явление староверия.

    Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное православие

    Это представление обычно звучит так: «Преподобный Сергий Радонежский и все другие святые Древней Руси крестились двумя перстами, двоили аллилуию, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх Никон и Московский Собор 1666-1667 гг., осудив эти обряды, осудил и этих святых и таким образом отпал от веры. Древнее Православие отстаивали и сохранили только старообрядцы».

    На это должно ответить просто. – Ни преподобный Сергий Радонежский, и никто из других святых Древней Руси не верил в обряд – старый ли то, или новый. Изменения обряда в богослужении Церкви происходили уже много раз. В том числе и в Русской Церкви богослужебные реформы происходили неоднократно. При том же преподобном Сергии в России произошла куда более радикальная реформа богослужения – переход от Студийского устава и устава Великой Церкви к Иерусалимскому Типикону, действующему и поныне. Но никакого протеста богослужебная реформа у преподобного Сергия Радонежского и других святых не вызвала.

    Все святые православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого Бога, исповедали воплощение Господа Иисуса Христа и были верны Вселенской Православной Церкви. А вот как раз староверы, в отличие от них, верят в земные вещи. Вера, по словам апостола Павла, есть «уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии, двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа? Неслучайно Катехизис определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и старых книг как суеверие.

    Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви (например, Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Но разве такая точность хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? С другой стороны, не стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался, в том числе и лидерами староверия. Сам Аввакум участвовал в книжной справе в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной обидой за отстранение от дела исправления книг.

    Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на древность. Реально двойное пение «аллилуия» было принято в XIV веке, а уже в начале XV – с ним боролся святитель Московский Фотий. Двоеперстие фиксируется в практике несториан XII века, а в России – только в XIV (думаю, что не без влияния центрально-азиатских еретиков, бежавших на Русь от ислама). Добавление в Символ веры (категорически запрещённое Вселенскими Соборами) было сделано во второй половине XVI века. Ничего даже особо древнего в обрядах староверов нет. Я уже не говорю, что даже если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали бы раскола и не делали староверов православными. Например, Армянская Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не делает её православной.

    Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг. осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воли Церкви. А Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от Церкви. Неслучайно ещё в 1800 году Церковь создала институт единоверия, где православные христиане могут служить по дореформенным книгам, пребывая в единстве с канонической церковной иерархией.

    Что до реальной веры староверов, то православной назвать её нельзя никак. Самое главное в Православии – это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: «трисущную Тройцу, несекомую секи по равенству, – небось! – едино на три существа, тожде единства и образы три равны». В другом месте он же писал: «на Небе Три Царя сидят на трёх престолах, а одесную их Иисус Христос». С точки зрения православного учения это – тягчайшая ересь, фактически вводящая многобожие и при этом по-несториански отделяющая Сына Божия от Человека Христа. Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением расколоучителя, но ради его «заслуг» в деле раскола Церкви ему прощают всё – даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех семи Вселенских Соборов.

    Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного Серафима и новомучеников – вавилонской блудницей, изменницей, предавшейся антихристу. Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на святое Причастие, называя Его пищей демонов. Как могут считаться после этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью богохульников?

    Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда ереси. Они утратили священство и после этого занялись «самоделками». Одни из них – «беспоповцы» стали обычными сектантами, со всеми особенностями протестантских сект – бесконечным дроблением, институтом наставников, включая «женское священство», введённое в старообрядчество на два столетия раньше, чем в самых радикальных сектах Европы; отвержением необходимости всех Таинств, кроме Крещения, хулой на таинство Брака. Другие – «поповцы» попытались создать самочинное священство, воруя у Церкви запрещённых в служении или лишённых сана священников. Спустя 185 лет после начала раскола часть «поповцев» за деньги сманила греческого митрополита Амвросия, который единолично (вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им «епископов». Так возникло Белокриницкое согласие, а другие «поповцы» получили иерархию от обновленцев (Новозыбковское согласие). Какое это Древнее Православие? Разве Сергий Радонежский был трибожником? Разве он отвергал св. Причастие? Разве русские святые утверждали, что только в России сохранилась вера? Нет.

    В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чём говорили противораскольнические полемисты XVII-XVIII вв. На самом деле старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической деятельности манихея Капитона, хулившего материальный мир и осуждавшего историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли первых расколоучителей на бунт против Церкви.

    Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о «духовном антихристе», о «духовной печати антихриста» (староверы находили антихристову печать в двуперстии, четырёхконечном кресте, паспорте, новых деньгах, переписи и многом другом).

    Миф второй. Все старообрядцы были патриотами России

    Среди патриотов почему-то принято восхищаться бытом старообрядцев, их крепким хозяйством и якобы образцовой нравственностью, которая будто бы должна стать примером для современных граждан России. Но перед тем как восхищаться, надо всё же задуматься: почему староверием восхищаются не только патриоты, но и явно враждебные исторической России силы.

    Утверждение о прирождённом патриотизме старообрядцев верно с точностью до наоборот. С начала раскола страну сотрясает ряд страшных восстаний, почему-то называемых классовыми, хотя на самом деле это были классические религиозные войны, такие же как в Западной Европе. Староверами было инспирировано восстание Стеньки Разина, который убивал священников и грабил храмы под руководством раскольников. Но часто забывают, что он убил святителя Иосифа Астраханского. Неслучайно Разин, вместе с Пугачёвым, были преданы Церковью анафеме.

    Огромную роль сыграли старообрядцы в Пугачёском бунте. Они финансировали восстание и активно участвовали в боевых действиях. Неслучайно Пугачёв, захватив город, первым делом уничтожал антиминсы в храмах.

    Можно назвать и другие восстания, инспирированные раскольниками, – это Булавинское восстание (1707-1709 гг.), Московский холерный бунт (1771 г.) и многие другие, начиная со знаменитого Соловецкого сидения.

    Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке Русской Революции. Известно, что финансирование боевиков осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы (например, Морозовы, Рябушинские). Да и к отречению от престола Государя принудил старовер А.И. Гучков.

    Во всех войнах, которые вела Россия начиная с XVII века, старообрядцы старались выступить против нашей страны. Некрасовцы воевали на стороне исламской Турции. Во время горской войны множество старообрядцев из казаков перешли на сторону Шамиля и даже составили особое подразделение его армии.

    В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и их представители преподнесли ему ключи от города Москвы. Старообрядцы помогали Наполеону печатать фальшивые деньги. Взамен он дал им право грабить московские храмы – многие старинные иконы были похищены из церквей и переместились к раскольникам.

    Староверы сотрудничали с враждебной России католической Австро-Венгрией, где и находился один из главных центров староверия – Белая Криница.

    Миф третий. Старообрядцы всегда стремились к укреплению моральных устоев общества

    Но и с личным благочестием у староверов было не всё так замечательно, как многие думают. Да, внешний быт у староверов поражает своей обрядовой цельностью: все дела делаются с молитвой, строго сохраняются все старые народные обычаи… Даже те, которые сохранять совсем не надо. Неслучайно этнологи, желающие изучить языческие пережитки, едут именно в старообрядческие районы. Дело в том, что там, где было сильно влияние т. н. «никонианской» Церкви (например, в Москве и Подмосковье), почти не осталось ничего связанного с древним демонопоклонством. А в староверческих деревнях вплоть до революции был нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и прочие богопротивные деяния. И это неслучайно! В корнях раскола таилась древняя ересь манихейства, поддерживавшего любой разврат.

    Именно оттуда возникла страшная язва самосожжения и самоуморения. Страшный, непрощаемый грех самоубийства был объявлен Аввакумом «самовольным мученичеством». В кострах конца XVII – начала XVIII века погибло более 20000 человек! Неслучайно миссионеры сообщали, что над гарями видели бесов, кричавших: «наши, наши есте!» До сих пор апологеты староверия утверждают, что таким образом староверы «спасались» от насилия православных. При этом игнорируются свидетельства очевидцев (как православных, так и раскольников), что идеологи самосожжения убегали из горящих изб, прихватив с собой имущество несчастных.

    Что касается крепких староверческих семей, – то, ведь именно староверы впервые выступили против церковного брака. Ещё Аввакум называл венчавшихся в церкви прелюбодеями. Его последователи утверждали, что лучше блудить, чем повенчаться. И делали это староверы весьма охотно. Неслучайно у «беспоповцев» возникла проблема – что делать с «новоженами». Одни выступали за полное безбрачие, другие накладывали на них епитимии. Наконец, среди федосеевцев фиксировались страшные случаи детоубийства, когда ребёнка топили в купели («чтобы праведником был»).

    Как православным относиться к расколу?

    Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы мы береглись раскола.

    Не надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто пребывает вне Церкви. Спасение наше – не в обряде, а в Боге, и приводит нас к Нему не строгое следование обрядам, а православная вера, действующая любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в молитвах по старым, лишь бы не было среди нас разделения, но чтобы были мы соединены в одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).

    Одно является непрощаемым злом, которое не смывается и мученической кровью – это грех раскола, разрывающего нешвенный хитон Христов. Будем беречься его, призывать живущих раскольников к примирению с Богом и Церковью, а на примере умерших расколоучителей остережёмся страшного греха гордыни, увлекающего в сатанинскую бездну.

    Источник: Русский дом

    Но я читал и житие Аввакума, им же составленное и письма его к царю — истинные святые поступали по другому/

  31. Дмитрий:

    В фильме есть, конечно, отдельные неточности, но в целом, по мнению историка, приглашенного на обсуждение фильиа по каналу Культура, по этому фильму можно изучать историю. Кого воспитала староверческая церковь:святые Арсений епископ Уральский, Павел Великодворский, Константин и Аркадий Шамарские, Корнилий Выговский, Мефодий епископ Пермский, Логгин, священномученик и исповедник Муромский, Маркел и Мавра, Спиридон, Священномученик Рафаил и многие другие. Когда случилась беда, например ВОВ, первые участвовали, эт точно. У меня дед всю войну на танке прошел, вернулся весь израненный. Так что вот вам сухая буква.

  32. Геннадий:

    Как можно узнать правду из лжи и перевернутых фактов? А в фильм » Раскол» поставлен именно на перевернутых фактах и вымыслах. Русская Православная Церковь воспитала Ксению Питербургскую, Семиона Верхотургского, Серафима Соровского, Иоанна Кронштадсткого, Матрону Московскую, Архиепископа Луку и многих многих других. А кого воспитала староверческая церковь? Где какая смута или беда в России там первые староверы учавствуют. Ветвь отпавшая от дерева засыхает без живительных соков дерева. Общался я со староверами в интернете, простите но только одна сухая буква.
    Еще раз простите за прямоту.

  33. Дмитрий:

    Спаси Христос создателей фильма! Ухвачено очень много полезного! Те кто посмотрит, хоть правду более менее узнают. Фильм заставит, думаю, доискиваться до Истины. Изучать историю. Становится понятно, что такое современная РПЦ и как она появилась в 17 веке.

  34. Геннадий:

    Тото и оно, что народ у нас духовно безграмотный. Даже веры своей не знают. Поэтому можно пропихнуть любую лапшу, лиш бы в обертку по красивее завернуть. Был бы грамотен был, то и раскола бы не было и сейчас совершенно другие коментарии к фильму, в котором явные извращения фактов, писали бы.

  35. Наталья:

    Фильм отличный!!!! Очень хотелось бы посмотреть продолжение о жизни Петра и Софьи,не когда он уже взрослый,а его восхождение на престол.И соглатисесь друзья,что такого фильма,о нашей истори у нас нет!!!!С удовльствием посмотрела фильм,побольше таких картин!!!!

  36. Тюменская обл. Г. Ишим. Ул. Чернышевского 4-16:

    РАСКОЛ.

    Каким – то всё же, было знаком
    Для матушки России всей,
    Патриарх Никон, и Аввакум
    И царь, Тишайший Алексей.

    Какой – то смысл в себе таили
    События тех давних лет,
    Чтоб люди без тщеславья жили,
    Да, только толку с того нет.

    Господь к смиренью призывает,
    Ко всепрощенью, вся и всех,
    Кто свои страсти усмиряет
    Того минует этот грех.

    Тогда сразились, вплоть до смерти,
    До очищения в кострах,
    Не двоеперстье с троеперстьем,
    Не Вера, и ни Божий страх.

    Виной тщеславие, гордыня
    Всё остальное ерунда,
    С времён Познанья и доныне
    В нас поселились навсегда.

    Раскол, он в душах и поступках,
    Во всей Вселенной, наконец,
    Вот, не идём мы на уступки,
    Как требует Господь — Отец.

    Вот ты есть Никон, я Аввакум,
    А, может и наоборот,
    Они, всё ж были для нас знаком,
    Да не узрил того народ.

    Конечно, в жизни всё сложнее,
    Но, зачем в дебри-то нам лезть?
    Для нас с тобой, всего важнее
    Сохранить Веру, Душу, Честь!

    01.12.2011 г. Ишим. Б.И.В.

  37. Геннадий:

    I. РАСКОЛ С КАНОНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

    Отношение к раскольникам в III–V вв.

    Церковные каноны в отношении отступников от Церкви Христовой складывались постепенно. Церковь, как всегда, исходила из духовного опыта. Сначала общецерковных правил по отношению к еретикам и раскольникам не было: одни епископы перекрещивали всех возвращающихся в Церковь отступников, другие — только еретиков, третьи — принимали через покаяние. Так, например, епископ Карфагенский святой Киприан, которому довелось пережить два крупных раскола в IIIвеке — донатистов и новатиан, написал трактат «О единстве Церкви», где выразил свои взгляды на пребывающих по тем или иным причинам вне церковного общения. По суждению святого Киприана, быть христианином — значит принадлежать к видимой Церкви и подчиняться поставленной в ней от Бога иерархии. Церковь есть осуществление любви Христовой, и всякое отделение от Церкви есть именно нарушение любви. Против любви грешат равно и еретики, и раскольники. «Не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией, — говорит святой Киприан и продолжает: — Кто, предавшись порывам раздора, рассекает Церковь, разрушает веру, возмущает мир, искореняет любовь, оскверняет Таинство».
    Вне Церкви — нет благодати, нет священства, нет Таинств. Любое отделение от Церкви — будь то ересь (из-за уклонения в вопросах веры, догматов) или раскол (из-за вопросов церковного управления, приверженности к тем или иным обрядам или, наоборот, к обновлению и нововведениям) — всегда приводит к одним и тем же последствиям. По словам святого Киприана Карфагенского: «Отсеченный член умирает и разлагается. Неважно, насколько велико догматическое разномыслие отделившегося: важен и имеет полное значение самый факт отделения, самое прекращение единения с Церковью… От Церкви отделяются не только еретики, но и раскольники. Сущность отделения остается одна и та же».
    Вне Церкви не может быть и учения христианского, не только христианской жизни. Церковь святой Киприан и называет Истиной. Истина одна, как и одна Церковь. Тому, кто не придерживается единства Церкви, нельзя думать, что он сохраняет веру. Всякое отделение от Церкви непременно связано бывает и с искажением веры.
    «Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, — пишет тот же Святитель, — то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера, даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины». Говоря о раскольнике Новатиане, он учит: «Мы не должны любопытствовать, чему он учит, когда он учит вне Церкви. Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа. Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Поэтому для святого Киприана перекрещивание раскольников при приеме в Церковь не было перекрещиванием, но было именно крещением, «ибо они ничего не получают там, где нет ничего. Крещение вне Церкви только пустое и нечистое погружение. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу».

    http://www.blagogon.ru/articles/40/

  38. Геннадий:

    Отношение к фильму отрицательное. Под видом фильма о вере показали борьбу за «перстосложение». Очень много искажения действительности И бесы верят, но тварят бесовское. Разочаровали коментарии.
    Важнейший подвиг патриаршего служения Никона заключается в исправлении церковных книг. Труды, предпринятые по этой части при Патриархе Филарете и Иосифе, доказали необходимость поверки книг по греческим подлинникам и тщательного исправления вкравшихся погрешностей. Оба первосвятителя находили время и средства собственным надзором следить за печатавшимися церковными книгами(служебники), хотя и при этом вновь выходившие книги еще не освободились от некоторых важных ошибок.
    По иному относился к этому делу слабый и доверчивый Патриарх Иосиф. Он не мог сам лично заниматься проверкой, а между тем потребность исправления книг или, по крайней мере, строгого и внимательного надзора за ними была уже ясно признана всеми, так что уже нельзя было пренебрегать ей. Патриарх решился поручить дело надзора за печатанием книг лицам, пользовавшимся особенным его доверием.
    По свидетельству сибирского митрополита Игнатия , это были: протопоп Аввакум, Иоанн Неронов, суздальский поп Лазарь, поп Никита (прозванный впоследствии Пустосвятом), царский духовник протопоп Стефан Вонифатьев и некоторые другие. Это были, как можно увидеть из последствий их жизни, люди с умом хитрым, способные влиять на других, имевшие довольно лицемерия, чтобы возбуждать участие к себе. В предметах веры существовала для них одна только мертвая буква, без ожитворяющего духа. Не имея в сердце способности воспринимать внутренний смысл богослужебного обряда и всей внешней стороны христианского богопочитания, прикрываясь лицемерной набожностью, они, тем не менее, как и все подобные люди, любили доискиваться особенного значения, и больше всего там, где или вовсе не было повода к тому, или было совершенно невозможно из-за сокровенности самого дела. Неудивительно, что такие люди были приверженцами мнений и понятий, чуждых истинно благочестивому чувству и, вообще, принадлежали партии мнимых приверженцев старины.
    А что это за истина такая как «крещение огнем»? Суецид — грех страшныйи , а его нам предлагают как истинную веру.не нет в фильме сведений про то как безграмотные пр. Аввакум и ему подобные вносили самовольные изменения в служебники.

    Патриарх Никон не дал правратится России в большую секту. Для выявления истины он обратился к первоисточникам в Византию, Грецию, Иерусалим. И все исправления делал согласно источникам.
    св. Иоанн Кронштадтский, св. Серафим Соровский и другие святые — плоды истинного православия. Разве их воспитала старообрядческая церковь? Назосите хоть оного святого старообрядческой церкви.
    Раскол — грех страшный и не прощаемый Богом. Разве Иоанн Златоуст не отошел к Богу в изгнании, но он не отделился от правосланой церкви, а с ним многие были не согласны.
    Люди, оглянитесь во круг. Что православие, что ислам, что католичество, что буддизм — для многих верующих в этом нет разницы — типа все веры от Бога. Но Бог один и правда у него только одна. не может благочестивый отец говорить одному сыну одно, а другому противоположное, так и у Бога только одна церковь истинная, воспитанная на Божьем откровении Евангелии — православная. Кстати ислам и католичество похожи по понятиям о Боге там и там Бог справедливый воздаятель (хорошему хорошее, а плохому плохое), и там и там есть должные и сверхдолжные заслуги, что противоречит православному объяснению. Для когото это ничего не говорит, но из таких понятий складываются отношения между Богом и человеком и определяет поступеи человека. Многие идут в секты, опять же по своей неграмотности. И по этому фильму многие будут знакомится с Богом и историей, не взяв в руки ни одной правидьной книги.

    Многие на церкви смотрят как на партии любителей Бога. Но богопознание и вера — это в первую очередь путь к Богу, а церковь с Её Таинствами является духовной лечебницей и наставницей. Можите придти к Богу путем ислама идите, но правильно направит и излечит только истинная церковь, с истинными Таинствами. И икажение истины убивает душу человека.
    Из за таких икажений и требовалась ревизия церковного служения и учения. Ревизия — это не изменение, это исправление ошибок. Об этом фильме ни слова.
    И если для староверов не «буква» важна, а вера, как говорят герои фильма, то почему не воссоединятся с РПЦ, как воссоединилась РПЦ за рубежем.

    Разве не вразумлял Бог ранее Народ православный (татары, поляки, фрацузы и т. д.) Разве сейчас не вразумляет нашу Родину.

    И бесы веруют, но творят бесовское.
    Простите если кого обидел.

  39. Светлана:

    Людмила, полностью с вами согласна. Фильм очень хороший. Огромная благодарность режиссёру и всем кто принимал участие в его создании. Очень приятно посмотреть на игру актёров, которые не «засветились» в других сериалах, не возникает ненужных ассоциаций, героев фильма воспринимаешь как исторический персонаж и веришь им. Каждое слово продумано, боишься пропустить любую мелочь. Спасибо! Желаю Н. Досталю и М.Кураеву продолжить их творческий союз на благо и просвещение нашего народа.

  40. Алексей:

    Честь и хвала создателям сего фильма! Побольше подобных, да вместо рекламы. Советую всем посмотреть ещё документальные сериалы: “Вторая мировая. День за днем. Русская версия” и «Великая и забытая».

  41. Людмила:

    Спасибо За исторический сериал » РАСКОЛ», за Ваше обсуждение. Фильм берет за душу, Боже мой, как мы изменились и меняемся просто на глазах. Кто сейчас пойдет бороться за идеал , идею и даже за ВЕРУ. Фильм надо повторить по всем каналам, его надо рекомендовать для просмотра. Горе, горе нам , когда народ не понимает такие фильмы. Если, кто сказал, что фильм заказной, так и Слава Богу, что есть кому еще заказать такой фильм русской истории. Низкий поклон этим людям от меня, успехов им, мужества, счастья , удачи. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ,

  42. Рубежист:

    «А.Колегов: Вставлю свои пять сантиметров любому желающему»

  43. Рубежист:

    хороший фильм

  44. Соратник:

    Рунару
    +++
    На первом канале он бы не смотрелся среди «прожекторовпересхилтонов» и «больших стирок», да там и не кому показывать, домохозяйкам что ли? Поэтому выбрали «третий», его хоть посещают те, кого называют интеллигенцией, хотя фильм стоит посмотреть всем!

  45. рунар:

    и ещё хочу сказать,россией всегда правили иноземцы ,если бы я был православным то я выбрал бы староверов,

  46. рунар:

    я с вами не согласен что фильм заказушный,я сам мусульманин ,фильм мне очень понравился и смотрю с удовольствием,странно почему его показывают на канале культура,надо было показывать на первом,многие и не знают об этом фильме,и скажу ещё об этом нам в книгах истории не писали про эту смуту,а так фильм можно сравнить то время с реальным на данный момент,россия как гнобила свой народ так и продолжается и всю жизнь будем ждать светлое ,счастливое будущее.